Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как показывает практика и опыт развитых стран, развитие рыночных отношений гарантирует обратное: социальную защиту категории инвалидов. Последствия рыночных отношений: нестабильность вызывает потребность в стабильности; дифференциация доходов - более справедливое их перераспределение; инфляция - регулирование цен; безработица - социальное обеспечение и т.д. Поэтому пенсионное обеспечение является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабильность социального равновесия в обществе и способствующим стабильному экономическому развитию государства.
Фонд осуществляет свою деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Договором о пенсионном страховании. Деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда осуществляется на добровольной основе и включает в себя формирование пенсионных взносов, формирование и регулирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств Фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам Фонда.
Целью данного исследования является анализ негосударственных пенсионных фондов и их роли в реализации пенсионных положений в России.
В соответствии с поставленными целями были определены следующие задачи:
определение сущности и функций негосударственных пенсионных фондов;
изучение государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов;
изучение механизмов управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;
анализ развития негосударственных пенсионных услуг в России;
реализация задач государственного пенсионного страхования анализ роли негосударственных пенсионных фондов в осуществлении государственного пенсионного страхования;
характеристика роли негосударственных пенсионных фондов в осуществлении государственного пенсионного страхования; характеристика роли негосударственных пенсионных фондов в осуществлении пенсионного страхования в России.
Объектом исследования являются негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования является деятельность негосударственных пенсионных фондов.
При написании книги авторы использовали нормативное законодательство Российской Федерации, научные и практические толкования нормативного законодательства, специальную литературу, периодические издания и интернет-ресурсы. Структурно книга состоит из введения, основной части, выводов и списка использованных источников.
Глава 1 посвящена негосударственным пенсионным фондам в Российской Федерации, сущности и функциям НПФ, государственному регулированию деятельности НПФ и механизмам управления пенсионными накоплениями в НПФ. В главе 2 анализируется современная практика функционирования НПФ, развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России и роль негосударственных пенсионных фондов в осуществлении государственного пенсионного страхования. В главе 3 рассматриваются проблемы и перспективы развития деятельности НПФ в России.
Глава 1. История развития негосударственных пенсионных фондов в системе социального обеспечения граждан в Российской Федерации
1.1 Структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Национальная система социального обеспечения состоит из ряда самостоятельных программ, основной из которых является национальная пенсионная система. Пенсионная система - это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, созданных государством в целях материального обеспечения населения пенсиями. Это совокупность норм и правовых актов, регулирующих взаимосвязанные и взаимодействующие источники формирования пенсий, органы и организации, осуществляющие пенсионное обеспечение, права и обязанности субъектов пенсионного обеспечения, порядок начисления и выплаты пенсий всех видов.
Современная пенсионная система России существует с 1 января 2002 года и включает в себя обязательное пенсионное страхование (ОПС) и государственные пенсионные выплаты. Законодатель сделал такое разделение, исходя из существующей организации финансирования пенсий. Исходя из этого, назовем эти две системы: а) страховая пенсионная система б) бюджетная пенсионная система.
Страховая пенсионная система - это создаваемая государством в порядке обязательного страхового обеспечения система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка и иных доходов, получаемых населением до установления пенсий. Бюджетная пенсионная система - это система правовых, экономических и организационных мер, устанавливаемых государством для возмещения заработка, утраченного при исполнении служебных обязанностей, или для обеспечения средствами к существованию нетрудоспособных лиц, которые в период прохождения военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф получили заболевание, стали инвалидами, потеряли иждивенцев, достигли установленного законом возраста или данная система представляет собой систему правовых, финансовых и организационных мер, установленных государством. Между двумя пенсионными системами существует множество различий, поэтому перечислим основные из них: 1) финансовые ресурсы; 2) круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению; 3) виды пенсий; 4) условия пенсионного обеспечения; 5) правовые нормы, регулирующие пенсионное обеспечение (NLA); 6) органы пенсионного обеспечения. Финансирование пенсионных программ В рамках страховых пенсионных программ источником их финансирования является бюджет пенсионного фонда (ПФ), который в основном пополняется за счет страховых взносов, ассигнований из федерального бюджета, штрафов и иных санкций, а также доходов от временно свободных накоплений (инвестиций) фонда ОПС.
В последние годы появился еще один источник финансирования - добровольные взносы физических и юридических лиц. Пенсии по бюджетному пенсионному обеспечению финансируются из государственного бюджета, включая федеральный, региональные и местные бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов и других источников, определенных Налоговым кодексом. Сфера охвата социальным обеспечением Различие между пенсионными системами прослеживается и по категориям лиц, которым назначается пенсия. Страховая пенсионная система охватывает застрахованных граждан ОПС, имеющих право на трудовую страховую (трудовую) пенсию.
К ним относятся: 1. граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; 2. самозанятые лица (индивидуальные предприниматели, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частнопрактикующие юристы); 3. граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 4. граждане, относящиеся к родовым общинам малочисленных народов Крайнего Севера и работающие в традиционных отраслях хозяйствования; 5. работающие за пределами территории Российской Федерации (если они платят взносы). Право на получение пенсии в рамках бюджетной пенсионной системы имеют только граждане Российской Федерации: 1. федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов Российской Федерации, государственные служащие органов местного самоуправления (МСУ); 2. военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники Великой Отечественной войны и боевых действий; 3. пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и инвалиды, не имеющие права на страховую (трудовую) пенсию; 4. граждане Российской Федерации, не имеющие права на страховую пенсию, но имеющие право на бюджетную пенсию. Граждане, имеющие право на одновременное получение различных пенсий (страховой и бюджетной), могут получать одну пенсию по своему выбору (исключение составляют лишь некоторые граждане, например, участники Великой Отечественной войны и родители, получающие пенсию по случаю потери кормильца). Виды пенсий Пенсионные выплаты по обязательному пенсионному страхованию являются частью пенсионной системы, которая обеспечивает пенсиями граждан, являющихся участниками обязательного пенсионного страхования. В этой части пенсионной системы пенсии финансируются за счет взносов, поступающих в ПФР.
В настоящее время в рамках страховой пенсионной системы назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: 1) страховые пенсии по старости; 2) страховые пенсии по инвалидности; 3) страховые пенсии по случаю смерти. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению являются частью пенсионной системы Российской Федерации и выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Например, это касается граждан, проходивших (проходящих) военную службу, государственную службу, службу в МВД России, Министерстве обороны России, Федеральной службе безопасности России, Пограничной службе России, учреждениях Министерства юстиции России. Государственная пенсионная система 1) пенсии по старости лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; 2) пенсии за выслугу лет и по инвалидности военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, сотрудникам правоохранительных органов, летчикам и космонавтам; 3) пенсии за выслугу лет судьям; 4) гражданам, проходящим военную службу по призыву или по контракту, сотрудникам правоохранительных органов и гражданам, пострадавшим в результате военных действий Бюджетная пенсионная система финансируется следующим образом: 1) пенсии вдовам семей умерших Бюджетные пенсионные программы обеспечивают 1) пенсии по старости, 2) пенсии по инвалидности, 3) пенсии за выслугу лет и 4) социальные пенсии. Условия получения пенсий по обеим пенсионным системам различаются в зависимости от категории лиц, имеющих право на льготы. Право на пенсию в страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории получателей: С 1 сентября 2018 года право на страховую пенсию по старости (без учета норм реформы пенсионной системы) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет и имеющие страховой стаж не менее пяти лет (данные приведены в документе).
1.2 Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - это организации, единственным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение, например, негосударственное досрочное пенсионное обеспечение или обязательное пенсионное страхование [10] НПФ выполняют одну из основных социальных функций: они предоставляют людям средства для выплаты пенсии, необходимой им для выхода на пенсию. То есть они помогают преодолеть разрыв между резким снижением дохода в пенсионном возрасте и суммой, необходимой для удовлетворения текущих потребностей. Этого разрыва можно избежать, инвестируя накопления граждан трудоспособного возраста в финансовые и другие активы для получения дохода в будущем [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 04.02. 2014 № 1 - ФКЗ). //Российская газета. -25.12. 1993. - № 237.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. (Часть первая). от 30.11.1994 № 51 –ФЗ ( ред. от 06.12.2015) // «Собрание законодательства Российской Федерации». - 1994. - N 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // "Российская газета", N 296, 31.12.2013
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 247, 20.12.2001.
5. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О 43 Гражданский Кодекс Российской Федерации. (Часть первая). от 30.11.1994 № 51 –ФЗ ( ред. от 06.12.2015) // «Собрание законодательства Российской Федерации». - 1994. - N 32. – Ст. 3301.
6. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // "Российская газета", N 68, 10.04.1996.
7. Буянова, А. В. Корпоративные пенсии: зарубежный опыт и перспективы в России // Бизнес в законе. 2021. № 5. С. 21-23.
8. Ермаков, Д. Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Москва, 2020. С. 94.
9. Ермаков, Д. Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов // Человек и труд. 2014. № 1. С. 24–31.
10. Жуков, А. Е. Определение надзорными органами финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, основанное на оценке рисков // Финансы и кредит. 2014. № 28 С. 53–61.
11. Вихарев, В. Н. Сущность и виды негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации / В. Н. Вихарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101467/
12. Ломтатидзе, О. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. 2020. № 23 (407). С. 14–18.
13. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения. Москва, 2019. С. 48. Негосударственное пенсионное обеспечение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vtbnpf.ru/privat/npo/
14. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения. Москва, 2021. 311 с.
15. Низова, Л. М. Негосударственное пенсионное страхование на мезоэкономическом уровне // Страховое дело. 2021. № 1. С. 3–5. Ермаков, Д. Коммерческие банки как субъекты системы негосударственного пенсионного обеспечения // Человек и труд. 2021. № 3. С. 25-31.
16. Покачалова А.С. Проблемы гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере обязательного пенсионного страхования с участием негосударственных пенсионных фондов и пути их решения // Актуальные проблемы российского права, 2013, N 12.
17. Путрова О.В. История развития законодательства о негосударственном пенсионном обеспечении в России. Дореволюционный и советский периоды // Социальное и пенсионное право. - 2011. - N 2
18. Рыбаков, Р. О. Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования. М., 2022. С. 23. Чугунов, В. И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. 2021. № 12. С. 30-39.